Прошедший год был непростым для нас для всех. Тем важнее и ценнее в нашей депутатской работе была поддержка наших граждан, которые помогали советами, конструктивной критикой, участием в мероприятиях, активной гражданской позицией. Некоторых из них хотел бы упомянуть и поблагодарить персонально: Оксана Радионова, Любовь Глазкова, Денис Давыдов, Марина Сипахи, Татьяна Клюваева, Вера Фёдорова, Зоя Афонасова, Анастасия Кирюшина, Мария Родионова, Дмитрий Кочетков, Сергей Воробьев.
Благодарю также всех моих коллег – независимых депутатов, Дмитрия Гудкова и весь его штаб – без такой команды шансы быть избранным депутатом не от парламентской партии и успешно работать в сегодняшних условиях практически были бы равны нулю. И я горд, что стал частью этой команды.
Благодарю всех девушек Аппарата нашего Совета депутатов, которым, подозреваю, тоже было не очень просто переключиться с работы при совершенно застойном Совете депутатов прошлых созывов на работу при Совете, которому есть дело до всего, что происходит в районе.
Анализ обстановки, влияющей на нашу деятельность.
Основными задачами муниципальных депутатов, как представительной власти, являются:
- представительство и защита интересов избирателей во всех сферах их взаимодействия с государством и органами исполнительной власти;
- изучение потребностей граждан и стремление к их реализации в рамках действующего законодательства, с соблюдением баланса интересов и свобод всех граждан и государства;
- законодательные инициативы, направленные на совершенствование действующего законодательства;
- иные мероприятия и действия, направленные на развитие и укрепление местного самоуправления, демократии и её инструментов.
На протяжении длительного времени советы муниципальных депутатов в действительности выполняли лишь декоративную роль, согласовывая автоматически любые решения и действия исполнительной власти. Лишенные в течение многих лет эффективного контроля и воздействия со стороны муниципальных депутатов и граждан, местные органы исполнительной власти – мэрия, управы, префектуры, различные ГБУ привыкли работать, следуя принципам ими же самим подгоняемым под развитие своего собственного благополучия и жизненного комфорта. Конструктивное взаимодействие с гражданами и работа в интересах общества, конечно, в эту схему не вписывается, да и вообще легко удаляется из списка приоритетов, поскольку у граждан нет никаких эффективных демократических инструментов воздействия на власть. В результате этого состояние социально-экономической сферы, в том числе здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства и его обслуживания деградировало год от года. Независимые муниципальные депутаты, впервые попавшие в органы представительной власти в сентябре 2017 года, даже не сразу смогли оценить степень дегенерации и неэффективности современной системы управления государством и обществом. В связи с этим пришлось неожиданно много заниматься решением проблем ЖКХ и воздействием на органы исполнительной власти с целью разворота их приоритетов в сторону людей. Именно такого рода проблемы непосредственно затрагивают повседневную жизнь наших избирателей и существенно ухудшают качество их жизни.
Наиболее важные проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться, и которые свидетельствуют об устойчивой деградации современной системы управления государством и обществом, так называемой «вертикали власти»:
- С самого начала работы нашего Совета депутатов мы столкнулись с беспрецедентным сопротивлением. Организованные группы граждан являлись на заседания совета, пытаясь их срывать своими криками и хулиганскими действиями. Доходило даже до откровенного нападения на депутатов. Органы власти и прокуратура были проинформированы об этих фактах, были поданы заявления в полицию, есть видеозапись нападения. Ничего по нашим заявлениям предпринято не было. С другой стороны, в нарушение действующего законодательства, муниципальных депутатов не пропускают в префектуры, чиновники отказываются с ними встречаться, полиция, никак не противодействуя случаям нападений на депутатов, арестовывает их самих во время встреч с избирателями.
- Повсюду говорят о необходимости укрепления и развития местного самоуправления, но законодательно у муниципальных советов отбирают всё больше полномочий. Осталось только: проведение местных праздников, заслушивание отчетов руководителей местных органов исполнительной власти и согласование некоторых видов их деятельности (капремонт, благоустройство, и т.п.). При этом:
- Решение Совета о проведении местного референдума, принятое в полном соответствии с законодательством РФ, прокуратура опротестовывает и Замоскворецкий суд отменяет.
- Проведение праздников префектура ЦАО без всякой мотивировки согласовывать отказывается.
- Глава Управы Якиманка на вопросы, касающиеся сомнительных расходов Управы, отвечать отказывается, утверждая, что это не входит в компетенцию Совета.
- Замоскворецкая прокуратура опротестовывает мотивированные решения Совета о признании работы Управы и ГБУ Жилищник Якиманки неудовлетворительной. Оказывается, они считают, что Совет имеет право только принимать отчеты, а задавать вопросы по финансам и оценивать работу неудовлетворительно – такого права у нас якобы нет.
- С ноября 2017г. Совет депутатов неоднократно запрашивал у Управы проектно-сметную документацию по благоустройству дворов Якиманки на 2018 год. Совет получил эту документацию только в конце апреля 2018 года. Было обнаружено большое количество нерациональных и спорных решений, но Управа и проектировщик категорически отказались исправлять обнаруженные в проекте недостатки и обвинили депутатов в срыве работ по благоустройству. Например, в проекте предусматривается защитное покрытие детских площадок толщиной 1 см из синтетического материала, выделяющего при солнечном нагреве опасные для здоровья вещества. Совет настаивал на увеличении толщины покрытия до 5 см и замене материала покрытия. Несколько несчастных случаев за последние 2 месяца, произошедших с детьми на площадках именно из-за такого тонкого покрытия, подтвердили обоснованность наших требований. Причем, стоимость удорожания более толстого покрытия не превышала 50000 руб. В то же время, Управа настаивает на строительстве подпорной стены в одном из дворов за 5 000 000 руб, необходимость которой спорна и скорее всего приведет к уничтожению нескольких крупномерных многолетних деревьев. При проектировании одного из дворов не учтены уровни поверхностей относительно водостока (Старомонетный переулок, 24), что будет приводить к постоянным затоплениям двора во время дождя. Ну и много других нерациональных и вредных решений.
- Капитальный ремонт. Еще одно стихийное бедствие на голову наших граждан. Впрочем, бедствие – это несомненно, но не такое уж и стихийное. Речь идет об освоении средств, накапливаемых самими же гражданами. Это миллиарды рублей. И исполнители этого процесса делают всё, чтобы облегчить себе работу, а интересы самих граждан, как всегда, оказываются далеко не на первом плане и реализовать их весьма непросто. Депутатов не всегда вовремя подключают к процессу, а кроме депутата, никто со стороны госструктур и исполнителей не заинтересован информировать граждан об их правах, возможностях и рисках. Многолетняя политика государства, направленная на отстранение граждан от участия в управлении государством и обществом, снижает социальную активность по всем направлениям и на всех уровнях, как в выборах, так и в управлении собственными многоквартирными домами. Так, организатор взаимодействия с гражданами в рамках капремонта – ГБУ Жилищник зачастую не утруждается обеспечением и проверкой легитимности общих собраний собственников, договаривается с 1-2 жильцами, которые берут на себя функции представителей, якобы уполномоченных общим собранием, и подписывают акты приемки работ. В результате, истинный бенефициар услуги капремонта – общее собрание собственников – лишено возможности компетентно проверить проектно-сметную документацию, обнаружить и ликвидировать недостатки и реализовать свои пожелания. Права граждан оказываются нарушенными. Успешных капремонтов и довольных собственников — единицы, а нарушений, злоупотреблений и некачественного исполнения великое множество по всей стране.В этой ситуации мне представляется единственно правильным, чтобы заказчиком всех работ по капремонту являлись сами жильцы, а не бесполезные посредники-дармоеды, аффилированные с исполнительной властью, которые по факту лишь проедают колоссальные средства из карманов налогоплательщиков.
- Глава Управы нас допустила участвовать в комиссии по оказанию социальной помощи гражданам. Это, безусловно, важно. Но, когда я вижу, что 15 человек заседают 2 часа и, среди прочего, обсуждают дать ли малоимущей бабушке 2000 или 2500 руб., у меня встают перед глазами такие расходы Управы на госконтракты, как «исследования особенностей информирования населения, анализ его эффективности, его оценку, формирование электронных баз данных» и всевозможное информационно-аналитическое сопровождение. Управа Якиманки израсходовала на эти туманные цели с ноября в 2016 по ноябрь 2017 года 9 176 943 руб. Аналогичные расходы мы наблюдаем и в предыдущие годы. На несколько моих депутатских запросов с требованием объяснить их суть и целесообразность я получил ответ, что это не входит в перечень полномочий муниципального депутата. Несмотря на то, что право на информацию является одним из фундаментальных конституционных прав граждан, это не побуждает ни Управу, ни префектуру, ни прокуратуру к обеспечению реализации этого права. (Для сведения: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет, что в России деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений и должностных лиц осуществляется на принципе информационной открытости (статья 8), которая предполагает осуществление гражданами контроля за деятельностью государственных органов Российской Федерации, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.) Таких многомиллионных контрактов у исполнительных органов власти и их структур множество, и отчитываться по ним и объяснять их целесообразность они не желают, хотя и тратят не свои, а наши с вами деньги. Они привыкли тратить так, как им заблагорассудится, и мнение депутатов и граждан им неинтересно. Причем, аналогичные статьи расходов мы видим в большинстве районов Москвы. Это значит, что в городских масштабах, только по этой статье, расходы вероятно превышают 100 миллионов рублей в год.И зачем ежегодно тратить такие деньги на какое-то немыслимое «изучение общественного мнения», если можно 1 раз потратить значительно меньшие деньги и за полгода создать современный инструмент цифровой демократии с возможностью опросов, электронных голосований, с обратной связью, с открытыми публичными отчетами чиновников и депутатов о расходовании бюджетных средств, с электронными референдумами и т.п.
- Оказывается, наши органы исполнительной власти считают, что сам депутат не имеет права обращаться за разъяснениями и с жалобой в случае обнаружения нарушений прав граждан, если сам гражданин не обратился в Совет, или к депутату с жалобой. Абсурдный подход, не основанный ни на каких законодательных нормах, но прокуратура опять-таки его поддерживает. Как будто, став депутатом, я перестаю быть гражданином, и мои депутатские полномочия представлять интересы моих избирателей не расширяют мои права, а их сужают.
В Совете депутатов района Якиманка освобожденным депутатом является только глава муниципального округа. Остальные 9 депутатов исполняют свои обязанности без отрыва от основного места работы, в меру своих возможностей. Разделение обязанностей между депутатами является достаточно условным. Многие из нас являются одновременно членами нескольких постоянных комиссий и рабочих групп. Я являюсь председателем комиссии по развитию Цифровой демократии, членом Бюджетно-финансовой комиссии, руководителем рабочей группы по учету предложений граждан, организации и проведению публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов муниципального округа Якиманка «О внесении дополнений в Устав муниципального округа Якиманка» и членом рабочей группы по вопросам градостроительства, капитального ремонта и благоустройства.
Что было сделано и делается в рамках развития Цифровой демократии.
Цифровая (электронная) демократия (далее ЦД) — это форма демократии, все инструменты которой объединены в интернете. Она характеризуется использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов (информирование, принятие совместных решений — электронное голосование, контроль исполнения решений и т. д.)
ЦД, по результатам многочисленных исследований, является главным вектором модернизации и преодоления кризиса современной демократии.
Цель ЦД состоит в облегчении демократических процессов, а не в продвижении какого-либо конкретного типа демократии, в использовании технологий с целью улучшения демократического управления и участия.
ЦД направлена на повышение участия граждан в жизни общества посредством использования ресурсов сети. Её немаловажной характеристикой является ориентированность на инициативу снизу. И для того, чтобы она установилась и функционировала, нужно чтобы всё население знало о тех возможностях, которые предоставляет интернет для политически активных людей и нужно достигнуть уровня вовлеченности в неё граждан, сопоставимого с уровнем участия в выборах.
За первый год работы нами были созданы следующие коммуникационные инструменты:
- Платформа управления проектами «ТРЕЛЛО», которая позволяет проводить дистанционную совместную работу по всем направлениям деятельности Совета депутатов.
- Группы в Фейсбук.
- Якиманка — Открытый Совет – модерируется всеми депутатами Якиманки, размещается общая информация о деятельности Совета депутатов, еженедельные отчеты главы Якиманки А.Морева, публикации участников группы и сторонних авторов, интересные для жителей.
- Благоустройство Якиманка
- Капремонт
- Народный контроль — размещаются материалы по результатам контроля гражданами результатов работы структур, обслуживающих жизнедеятельность района.
- Цифровая демократия
- Раздельный сбор мусора – создано и модерируется В.Дикарёвым.
- Публичные слушания ЦАО – создано депутатами Д.Петровым (Якиманка) и В.Леонова (Замоскворечье).
- В Телеграм:
- Якиманка – Открытый Совет – чат.
- Муниципальный округ Якиманка – новостной канал.
- Донская 14 — чат против точечной застройки .
- На сайт Совета депутатов выкладывается цифровой вариант газеты «Наша Якиманка»
- Членом Комиссии Цифровой демократии депутатом В.Трясцыным создан и запущен инструмент электронного голосования через телефон. Он используется для организации опросов по существенным для района вопросам и по оценке статей в газете «Наша Якиманка».
- В рамках сайта Совета депутатов создана Электронная приемная.
- Главой Якиманки А.Моревым создан видеоканал в Youtube «Лазарет», в котором каждую неделю он рассказывает о важнейших для района новостях и о работе Совета депутатов.
- Депутатом В.Дикарёвым координируется работа по созданию местного интернет-телевидения.
- Ведутся работы и в октябре будет запущен сайт с подробными инструкциями по проведению общих собраний собственников многоквартирных домов (МКД) по основным вопросам их жизнедеятельности. Реализуется под руководством главы округа Якиманка А. Морева в сотрудничестве с депутатом Кунцево Е.Барковым.
- Также в октябре на сайте Совета депутатов Якиманки будет запущена интерактивная страница с инструкциями «как вернуть землю в собственность многоквартирных домов». Реализуется под руководством главы округа Якиманка А. Морева.
- Создаются и модерируются чаты по специфическим вопросам ограниченных сообществ граждан (капремонт, Донская 14, Донская 4-2 и т.п.)
Все эти коммуникационные инструменты регулярно модерируются, идет активное общение и их наполнение актуальной и полезной информацией.
Разработан перспективный проект развития цифровой демократии, однако, в отсутствии финансирования, мы ищем иные возможности для его реализации (энтузиастов различных специализаций, в том числе программистов, создание некоммерческой организации с целью сбора пожертвований для реализации таких проектов и т.п.)
За прошедший год в России значительно увеличилось количество многоквартирных домов (МКД), подключающихся к цифровым системам проведения заочных общих собраний собственников с электронным голосованием. В сентябре 2018 года создан проект системы проведения заочных общих собраний собственников МКД района Якиманка. Совместно с В.Трясцыным мы занимаемся поиском разработчиков программного обеспечения. Подключение домов на единой платформе через единого оператора создаст фундамент для запуска и развития сети цифровой демократии в Якиманке. Ориентировочный срок первых подключений – июнь 2019 года. Просим инициативных жильцов начинать уже сейчас подавать нам заявки на подключение к системе их домов.
Успешность развития цифровых инструментов демократии непосредственно зависит от уровня вовлеченности граждан. Несмотря на наши неоднократные призывы через газету «Наша Якиманка», через группы в Фейсбук и по другим доступным каналам, к нашим цифровым коммуникационным инструментам подключились всего около 200 человек. Это лишь 1,3% от общего числа избирателей Якиманки, насчитывающих 15000.
Некоторые из подготовленных мной за этот год документов:
-
- 08.11.2017 Решение Совета депутатов «О раскрытии информации по финансово-хозяйственной деятельности организаций, обслуживающих инфраструктуры Якиманки, её граждан, их дома, дворы и прочие территории.»
- 19.12.2017 Протест Замоскворецкой прокуратуры.
- 15.02.2018 Депзапрос ИО Главы Управы «О предоставлении информации по госконтрактам».
- 15.02.2018 Депзапрос Председателю СК «По жалобе гр.Сипаха».
- 22.03.2018 Депзапрос Главе Управы «О неправомерности отказа в предоставлении документов».
- 04.04.2018 Письмо Генеральному прокурору, Прокурору г.Москвы, Замоскворецкому прокурору. «О неправомерных требованиях прокурора о предоставлении персональных данных».
- 20.04.2018 Депзапрос Начальнику ГЖИ г.Москвы, «О злоупотреблениях при ремонте квартиры вдовы ветерана ВОВ на Донской 6».
- 17.05.2018 Депзапрос Прокурору г.Москвы «О преступлениях в парке Горького и его окрестностях».
- 29.05.2018 Акт проверки благоустройства сквера по ул.Академика Петровского.
- 08.06.2018 Депзапрос Префекту ЦАО, ФАС Москвы, Главе Управы, Замоскворецкому прокурору «О нарушениях при благоустройстве сквера по ул.Академика Петровского».
- 18.07. 2018 Публичное заявление «Против пенсионной реформы».
- 03.08.2018 Письмо в Аппарат Прокуратуры г.Москвы «О нарушениях при изменении границ особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Москворецкий».
- 24.09.2018 Обращение к Главе Управы Кунцево, директору ДГИ Москвы, директору Департамента строительства Москвы, Мэру Москвы, ГУ МВД РФ Москвы, ГЗК, Комархитектура, Префекту ЗАО, СК РФ «О незаконном захвате земельного участка компанией «ПИК» и незаконном задержании депутатов и граждан».
- 08.11.2017 Решение Совета депутатов «О раскрытии информации по финансово-хозяйственной деятельности организаций, обслуживающих инфраструктуры Якиманки, её граждан, их дома, дворы и прочие территории.»
Также был написан ряд статей на актуальные темы в газету «Наша Якиманка» и публикаций в Фейсбук.
Уважаемые избиратели, дорогие жители Якиманки, с вашей более активной поддержкой и участием мы могли бы сделать значительно больше. В муниципальных выборах прошлого года участвовало всего лишь 20% избирателей, за 1 год нашей работы к нашим коммуникационным инструментам подключился лишь 1% избирателей. Этого крайне мало и недостаточно для эффективного контроля работы местных органов исполнительной власти и для эффективного самоуправления. Необходимо организовать в следующем году обратную связь хотя бы с 10% избирателей.
Нам нужны официальные помощники депутатов, помогающие нам в меру сил и возможностей защищать права граждан и укреплять демократию, контролировать различные направления деятельности в районе, писать обращения и акты, собирать и анализировать информацию, готовить проекты решений, контактировать с гражданами, в том числе с малоподвижными, собирать и систематизировать их мнения и пожелания, организовывать участие собственников многоквартирных домов в самоуправлении. Кто готов, пишите на dz@galapro.net. Только вместе с вами мы сможем укреплять и развивать демократию и самоуправление в Якиманке!
Дмитрий Зеленов
Депутат Якиманки, председатель комиссии Цифровой демократии
27 сентября 2018г.