Электронное голосование. За, или против?

В преддверии выборов в Мосгордуму набирает обороты дискуссия о внедрении электронного голосования (ЭГ) в избирательный процесс.

Наиболее ярким сторонником ЭГ из, как бы «независимых» от власти персоналий, является Алексей Венедиктов. Наиболее заметными и естественными противниками ЭГ являются оппозиционные кандидаты в Мосгордуму и их сторонники.

голосование граждан ЕС, находящихся в США

Многие вообще не особо понимают, о чем идет речь и в чем суть споров. А всё не так уж сложно. Мы уже много лет вполне комфортно сосуществуем рядом с такими явлениями, как электронное общество, электронное правительство, электронная демократия. ЭГ – часть этих систем. Это не новая разновидность демократии, а лишь её более современный инструмент. Для сравнения, ЭГ можно соотнести с обычным голосованием так же, как электронную почту с обычной почтой. Прогресс не остановишь, в любом случае, ЭГ, рано, или поздно будет внедрено и постепенно будет вытеснять обычное голосование вплоть до его полного исчезновения. Проблема в другом.

Любые подобные инструменты должны обеспечивать высочайший уровень гарантий их безупречной работы, отказоустойчивости и защищенности от злонамеренного вмешательства с целью влияния на результат. Оптимисты, в основном, не разбираются в деталях, не представляют себе всех рисков и формируют свое мнение, в основном, полагаясь на успешную риторику сторонников ЭГ, по факту аффилированных с властью. Скептики более прагматичны в своих оценках. Приведу некоторые из них ниже.

  1. Руководит этим процессом само Правительство Москвы – структура более всех заинтересованная в фальсификации результатов в свою пользу.
  2. Основой этой системы является программный код. Как он будет работать полностью зависит от разработчиков. Совершенно ничто нам не гарантирует, что он не будет настроен так, чтобы выдавать желаемый результат.
  3. Кто конкретно занимается разработкой, как будет обеспечен независимый общественный аудит на всех этапах – от разработки до контроля за уже функционирующей системой? Всё это нам не ведомо.
  4. Судя по тому, что мы видим, само Правительство Москвы и собирается всё контролировать. Значит мы получим систему по образу и подобию «Активного гражданина», который в народе уже обозвали «Фиктивный гражданин».
  5. Бумажное голосование успешно может контролироваться наблюдателями, а система ЭГ обычным наблюдателям неподконтрольна, и каким образом может проводиться её электронный аудит никто не раскрывает.

Внедрять подобные системы конечно нужно, но заниматься этим должны независимые структуры с выстроенной системой перекрестного аудита и контроля. Правительство же Москвы и любые структуры власти не должны приближаться к этим процессам на километр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *