Через «Желтые жилеты» в демократию будущего.

Начало XXI века запомнится как период, когда демократические права народов были попраны в угоду стремления к глобализации, претензий на мировое господство и так называемым «неолибералистским» тенденциям, которые не представляют из себя ничего нового и, безусловно, не имеют ничего общего ни с идеей свободы, ни с демократией.

Борьба за геополитические интересы и сферы влияния, растущая пропасть между народом и властью – все это признаки глубокого мирового кризиса систем демократического управления государством и обществом и самой демократии.

Существующая система прихода к власти и дальнейшего взаимодействия власти с народом стала глубоко безнравственной.

Многие слышали о протестном движении «желтых жилетов» во Франции, стартовавшем в ноябре 2018 года. В акциях 16 февраля участвовало уже более 100 тысяч человек. Всего во время этих протестных акций свыше двух тысяч человек пострадали, 10 человек погибли.

Движение выдвинуло правительству Франции около 40 требований. И если вдуматься, все эти требования очень логичны, справедливы и большинство из них могли бы быть применены к правительствам многих стран. Часть из них уже выполнена французским правительством. Требования разделены на четыре категории.

В сфере экономики и труда:

1. Созвать всенародное собрание для проведения реформы налогообложения и на государственном уровне запретить налоги, которые превышают 25% от дохода гражданина.

2. Повысить минимальную зарплату, пенсию и прожиточный минимум на 40%.

3. Создать новые вакансии в сфере здравоохранения, образования, общественного транспорта, правоохранительной сфере и прочее, для того, чтобы инфраструктура государства функционировала должным образом.

4. Начать строительство 5 млн единиц доступного жилья и таким образом обеспечить снижение аренды, ипотеки, а также создать новые рабочие места в строительной отрасли. Строго наказывать мэрии и областные администрации, по вине которых бездомные остаются на улицах.

5. Аннулировать внутренний долг.

В политической сфере:

1. Изменить конституцию в интересах полновластия народа, а также разрешить проводить референдумы по инициативе народа. (Важнейшее из всех требований).

2. Запретить лоббирование и схемы влияния. Запретить лицам, у которых есть судимость пожизненно, занимать выборные должности, и запретить занимать несколько выборных должностей одновременно.

3. Выйти из Евросоюза и вернуть Франции политический, финансовый и экономический суверенитет.

4. Пресечь уход от налогов и вернуть €80 млрд, которые задолжали государству 40 крупнейших компаний.

5. Остановить приватизацию и вернуть в государственную собственность уже приватизированные аэропорты, железные дороги и автострады, парковки и так далее.

6. Демонтировать с дорог радары и камеры, которые «не помогают предотвратить ДТП, а являются завуалированным налогом».

7. В национальной системе образования: исключить из образования идеологию и пересмотреть деструктивные и дискредитированные методики обучения.

8. В сфере юстиции: увеличить бюджет в четыре раза и предусмотреть в законах максимальное время ожидания для юридических процедур, сделать судебную систему проще, а правосудие – общедоступным и бесплатным.

9. Сделать СМИ общедоступными, запретить пропаганду. Прекратить субсидии СМИ и налоговые льготы для представителей масс-медиа, а также отказаться от «кумовства» между СМИ и политиками и разбить медийные монополии.

10. Внести в конституцию полный запрет на вмешательство государства в сферу образования, здравоохранения и института семьи.

В сфере окружающей среды и здоровья:

1. На законодательном уровне обязать производителей техники продлевать срок годности минимум до 10 лет, и сделать так, чтобы у них в наличии были запчасти.

2. Наложить запрет на производство и обращение пластиковой посуды и упаковки, которая засоряет окружающую среду.

3. Организовать всенародный съезд по реформе здравоохранения и ограничить влияние фармацевтических компаний на систему здравоохранения.

4. В сфере сельского хозяйства: отказаться от ГМО, пестицидов, которые могут вызывать развитие раковых заболеваний и патологии эндокринной системы, также запретить использовать сельскохозяйственные угодья без ротации посевов.

5. Путем проведения новой индустриализации страны отказаться от импорта, который причиняет наибольший вред экологии.

В сфере геополитики:

1. Выйти из состава НАТО и запретить использование армии Франции в агрессивных войнах.

2. Относительно французско-африканских отношений: отказаться от политики грабежа, военного и политического вмешательства. Вернуть африканскому народу нечестно полученное имущество и средства диктаторов, вернуть на родину французские войска.

3. Устранить колониальную систему, из-за которой африканские страны вынуждены хранить валютные запасы во французском центробанке и находятся в состоянии нищеты. Вести переговоры на равных.

4. Остановить поток мигрантов, на принятие и интеграцию которых у Франции нет средств.

5. Во внешней политике: уважать международное право и подписанные соглашения.

Характер всех этих требований не представляет собой ничего принципиально нового – различные требования из разных сфер жизнедеятельности граждан, общества и государства. На фоне растущего благополучия правящего класса и крупного бизнеса, а с другой стороны роста численности наименее обеспеченных слоёв населения, становится всё более очевидным, что существующая система «демократического» управления государством и обществом не выполняет свои функции по защите прав граждан. Возмущенные граждане периодически выходят на улицы и требуют тех или иных изменений или реформ, которые реализуются государством в той, или иной степени. И так по кругу всякий раз. Всё так, если бы не один пункт из этого списка «желтых жилетов».  В этот раз впервые выдвинуто принципиально новое требование, стоящее первым пунктом в политическом разделе: «Изменить конституцию в интересах полновластия народа, а также разрешить проводить референдумы по инициативе народа.» Этот пункт впервые в новейшей истории развития демократии направлен не на лечение симптомов болезни, а на устранение её первопричин, на устранение системной ущербности современных демократий. Ущербность эта заложена в действующих конституциях, не обеспечивающих выполнение таких основополагающих норм демократического управления государством и обществом, как: справедливые и прозрачные выборы; эффективное наблюдение и контроль за деятельностью избранных лиц; немедленное реагирование (финансовые и административные санкции, вплоть до лишения полномочий) в случае их недостойных действий, противоречащих интересам избирателей; немедленная отмена законов и иных подзаконных актов, не соответствующих интересам граждан; законодательные инициативы со стороны граждан и их сообществ; инициирование и проведение референдумов для принятия решений по любым законодательным и общественно значимым вопросам. Именно народ является верховным источником власти, и он не должен всякий раз выступать в роли просителя перед государством.

Весьма показательным является и то, что французские «желтые жилеты» это внепартийное движение. Граждан объединили не партийные программы и идеологии, а общегражданские проблемы повседневной жизни. В своей способности предвосхищать будущее, отрывать миру новые горизонты совершенствования общественной организации и демократии французы, как и во времена Великой французской революции 1789 года, и сегодня оказались впереди планеты всей.

Многие ученые современности считают, что политические партии изжили себя как необходимый политический институт. В частности, российский политолог М.Я. Острогорский говорит, что постоянные партии в будущем будут распущены, а их борьба за власть будет запрещена в связи с тем, что формализация политической жизни, создаваемая партиями, находится в полном противоречии с общими принципами демократии и интересами граждан. С другой стороны, всё более эффективными будут становиться временные объединения граждан, по какой-либо политической, либо иной проблеме.

XXI век будет наверняка беспартийным столетием. Идею исчезновения партий как политического инструмента общества ученые мотивируют тем, что партии начали всё хуже выполнять некоторые свои функции. В частности, представительные, механизма отбора и предвыборной раскрутки перспективных лидеров, политико-образовательные, воспитательные, информационные и трансляционные функции. Это вызвано рядом факторов, таких, как усиление роли неправительственных организаций (НПО), рост влияния средств массовой информации, развитие информационно-коммуникационных технологий, унификация общества и т.д.

Развитие новых общественных движений (за мир, права человека, экологию) происходит прежде всего с целью противодействия узурпации государством права регулирования всё большего количества вопросов жизнедеятельности гражданина и общества. НПО и массовые движения являются привлекательными для общества как «не испорченные властью». Хотя эти движения для распространения своих идей и могут создавать какие-то партийные организации, как например, «зелёные» в Европе, но они при этом стремятся подавать себя как «антипартийные» структуры. В России примером развития внепартийных общественных движений являются: «Открытая Россия» М.Ходарковского, «Фонд борьбы с коррупцией» А.Навального, такие неформализованные гражданские движения как: за раздельный сбор бытовых отходов, против точечной уплотнительной застройки и т.п.  Тем самым монополия партии на представительство интересов гражданского общества в органах власти утрачивается. Рост политической роли групп давления, массовых движений, СМИ создают ситуацию, которая названа политологами «эпохой постпартийной политики» (Н.Найем, С.Верба, Дж.Петрочик), феноменом так называемой «антиполитики» (Э.Хэйвуд).

«Искушение святого Антония» Сальвадор Дали. Интерпретация.

Американский ученый Э.Хэйвуд называет четыре причины упадка партий.

  1. Современные партии являются (или предстают в глазах общества) олигархическими структурами, бюрократическими машинами, которым совершенно нечего предложить своим рядовым членам, кроме посещения митингов, заседаний в скучных комитетах и т.д. В отличии от них новые движения легко находят себе сторонников, особенно среди молодежи, благодаря тому, что здесь вообще нет никакой бюрократии, все друг друга знают и готовы ежедневно работать.
  2. Имидж партий страдает и от их связи с государством и профессиональными политиками («свои люди в большой политике»), очень многие партийные функционеры оказываются испорченными властью, амбициями и коррупцией — всем тем, что неотъемлемо от «высоких должностей». Партии, иными словами, уже не воспринимаются как группы людей, что вышли «из народа»: во всех их политических делах рядовые граждане не видят ничего, кроме вечной борьбы за власть.
  3. Упадок партий может быть также симптомом того, что современное общество в принципе становится всё менее управляемыми. Чем громче партии заявляют о своей способности разрешить те или иные проблемы, но, получив власть, не решают их, тем более глубокое разочарование они порождают в обществе. Дело, возможно, попросту объясняется тем, что они не в состоянии выполнять своих обещаний в той ситуации, когда реальная власть переходит к мощным группам интересов, а экономика становится все более глобальной.
  4. Упадок партий можно связывать также с глубокой эрозией тех общественных отношений, что некогда вызвали их к жизни: во всяком случае, классовые отношения в современном мире уж точно стали иными, ушли в прошлое и прежние социальные связи. Этот факт давно отмечается в научной литературе: «партия как организационная структура, предназначенная для обеспечения представительства интересов отдельных социально-классовых компонентов населения, теряет свое значение; «в последнее время партии стали утрачивать свой чёткий идеологический и социальный облик, превращаясь в «партии для всех», «универсальные партии»; существующие в западном мире партии давно уже приобрели характер интерклассовых (межклассовых) партий, т.е. по своей социальной базе являются всенародными партиями.

Всё это происходит уже сейчас и современным политикам необходимо принимать это во внимание.

Российская же оппозиция с завидным упорством, достойным лучшего применения, продолжает заниматься выяснением отношений и демонстрировать межпартийные разногласия и конфликты. Именно это не позволят сформироваться значимому гражданскому сообществу, численность, единство и своевременность целей которого, стали бы определяющими для дальнейшего развития российского общества и государства. Объединить 100000 участников, как у «желтых жилетов», нам не позволяют: партийная разобщенность, недоговороспособность, эгоцентризм и личные амбиции лидеров, отсутствие общей основной идеи, способной увлечь граждан не только решением частных проблем – точечная застройка, пенсионная реформа, система «Платон» и т.п., но решением главных системных проблем демократического управления государством и обществом. Смена персоналий на выборных должностях и в выборных органах, замена одной правящей партии на другие – в данном контексте тоже является частностью, лечением симптомов, а не самой болезни. Власть – сильнейшее из искушений нашей цивилизации. Должна быть выстроена система сдержек, противовесов и сменяемости на всех её уровнях.

Необходимо создание новой, современной системы демократии и её конституционное закрепление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *